?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Nov. 7th, 2016

Почитал тут статью, основная мысль которой - не продавайте коммерческие права навсегда. И не согласен с этой мыслью :) Доводы звучат такие:
Вы сможете использовать работу еще много раз, если передадите права на время. Вы сможете передать работу детям и внукам, чтобы они тоже за счет нее жили.
Никогда не знаешь, вдруг эта работа потом принесет 250 000 долларов!
Ну ерунда же.
По первому пункту. Если вы стокер, то можете рассчитывать что-то оставить потомкам. Но не работу, ни в коем случае. Портфель! Если вы дизайнер, работающий с клиентом, то вот ваш клиент, который платит деньги. Другой придет - закажет что-то другое. Клиенты приходят с заказом, а не просто так, порыться у вас в загашнике. В общем, в мыслях о великом и обеспеченном будущем вы кладете работу в стол. Или просто отказываетесь от части денег, которую могли бы накрутить на правах. Потом на Behance еще выложите, может быть. Да, бывает иначе. Но это единичные счастливые случаи, на которых нельзя проектировать бюджет.
По второму пункту. Логотип Найк рисуется не каждый день. И вы его, скорее всего, не нарисуете. А то, что нарисуете, вероятно, будет смешить вас через десять лет. Эта стратегия работают для разного рода художников. Ранняя работа Роя Лихтенштайна - знакомое словосочетание. Ранняя работа того чувака, который придумал зайца Квики для Несквика - шта?

Это вопрос цены, не более того. Приценивайтесь. Вы нафигачите еще.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
alhontess
Nov. 7th, 2016 05:54 pm (UTC)
Да, всё так.
Часто работы вообще выполнены по идеям и эскизам заказчика. Тут уже вопрос интеллектуальных прав - я буду чужую идею продавать типа в будущем? Это уже спорный вопрос.
Да и много заказов очень спецфичиские и узконаправленные, и сложно представить, что через 10 лет это кому-то понадобится.
glavnayasova
Nov. 7th, 2016 08:15 pm (UTC)
Согласна ;)
graphic_trend
Nov. 7th, 2016 06:28 pm (UTC)
Работы устаревают, ситуация на рынке и в мире меняется. Надо продавать, если есть возможность.
vectorsk
Nov. 7th, 2016 06:33 pm (UTC)
Мне кажется, не-стоковые дизайнеры просто меньше это замечают. Потому что стремятся укорениться в одном стиле и вообще медленнее работают.
hw_fishing
Nov. 8th, 2016 03:20 pm (UTC)
Ты не сможешь, не получится... Молодой человек, вы путаете мягкое с круглым и ни одного аргумента в защиту квадратного. В смысле, аргумента-аргумента, а не "не согласен потому, что мои рисунки никому не нужны, а если однажды понадобятся - отдам их за копейки и спасибо скажу". Получается так
А что касается всяких потомков, то, во-первых, их еще нужно завести (человеки не делением размножаются и аисты уже не востребованы), а во-вторых, достаточно беглого анализа стоковой ситуации чтобы понять, куда стоки идут и какова вероятность что-то вообще с них получить в теоретическом будущем. К сожалению, стокеры чаще всего очень крепкие гуманитарии и не понимают, что "увеличение получки в 0,2 раза" - это что-то очень неприятное.
В данном случае все эти проблемы решает четкий контракт, составленный в обоюдовыгодной форме
vectorsk
Nov. 8th, 2016 03:31 pm (UTC)
Почему за копейки? Я просто говорю, что стоит продавать права за адекватные деньги. Потому что уровень растет, новые работы делаются. Сидеть на правах - удел патентных троллей. И то, они хитрее к этому подходят.
Куда идут стоки - просто не стал лезть глубоко. Ежу понятно, что после моей смерти, если она произойдет в урочное время, уже нечего будет оставлять. Однако, есть вероятность, что это ничего будет чуть больше, чем мифические миллионы, сколоченые на непроданых правах обычных дизайнеров.
Не понял, к чему этот пассаж про завести детей, и вообще как-то у вас грубо и скомкано получилось.
hw_fishing
Nov. 8th, 2016 03:45 pm (UTC)
А сколько стоит картинка с того же шаттера? Впрочем, она столько и стоит. Ни центом больше. Но не об этом сейчас.
В том посте было сказано о том, что есть права, есть их стоимость и есть определенные варианты использования всего этого дела. Вы же не потрудились вникнуть в суть и увидели только "не продавайте права", после чего полезли в совсем другую степь.
Не нужно никуда лезть - достаточно беглого взгляда на статистику и немного аналитического мышления. Если оное присутствует, то спрогнозировать будущую картину не составит труда, равно как не составит труда сделать соответствующие выводы. Однако, крепкие гуманитарии (уж простите) очень любят танцевать на граблях. Одних и тех же, из года в год. А потом искренне удивляются.
К чему пассаж? Молодой человек, еще раз обращаю ваше внимание на необходимость использования анализа и логики. Ни то, ни другое вы не использовали, а просто вырвали пару понравившихся слов из контекста. Сначала так поступили с обсуждаемым постом про права, а теперь и с моим сообщением
vectorsk
Nov. 8th, 2016 05:04 pm (UTC)
Давайте начнем с того, что перестанем меня называть "молодой человек". Мне кажется, это порождает некое искажение в восприятии. А впрочем, хрен с ним. Пойду упражняться в остроумии туда, где можно получить интересный ответ :)
vectorsk
Nov. 8th, 2016 05:08 pm (UTC)
Просто хотел намекнуть, что работаю в индустрии дольше, чем вы бреетесь. Раза в два. Успел уже и попродавать права, и попокупать, и всяко-разно. Ну да ладно, что уж теперь.
hw_fishing
Nov. 9th, 2016 07:44 am (UTC)
Ну, у вас очень юношеские суждения, потому и обращение такое.
Мне совершенно неинтересно, сколько и где вы работаете, сколько получаете и сколько бреетесь. Я вот не бреюсь, например. Вопрос в том, что вы не имеете четкой позиции и не можете ее подкрепить аргументами. У вас только какие-то отнюдь не взрослые способы оценки и апелляция к возрасту. Просто у меня всю дорогу такое ощущения, что я разговариваю с учащимся средних классов, маскирующимся под взрослого интеллигента.
Но и это лирика. Вы по существу можете что-то сказать или будете оправдываться?
eugeniahauss
Nov. 8th, 2016 11:22 pm (UTC)
Благодарю за интерес к моей статье!
Обычно я не участвую в подобных дискуссиях: приветствую плюрализм мнений. :) Но тут стало интересно: почему это "статью, основная мысль которой - не продавайте коммерческие права навсегда"? Если читать внимательно, вроде бы ясно, что я всего-то призываю к осторожности, и объясняю, что статья написана для тех, кто не понимает, какие права у него как у автора, есть. И что возможно получать дополнительную материальную выгоду от передачи каких-то прав на время или навсегда. Таких, кто не знает или не понимает, как разобраться, много. Но я не провозглашала не-продажу прав навсегда истиной в последней инстанции и единственно верным вариантом. Пусть каждый решает за себя.

Вы о правах знаете и умело это знание-опыт используете - отлично. Очень рада. :) Пусть таких людей будет как можно больше.

Что касается художника, о котором шла речь в моем посте (про $250 000), это вовсе не случайное везение и благоволение судьбы, щедро отстегнувшей столько денег за какую-то случайную картинку. Человек много лет упорно шел к тому, чтобы стать узнаваемой фигурой в своей нише (довольно узкой, кстати), создать обширную лояльную аудиторию, резонирующую с его ценностями, и привлекать клиентов, которые ценят его как источник прекрасных творческих идей, качественной их реализации и элитного сервиса. За его успехом скрывается своя идея, история, философия, если хотите. Мне нравится этот пример, потому что речь идет не о крайности, необыкновенном успехе, который сложно представить и приблизиться к нему, а вполне жизненная история художника, который начинал с нуля и сталкивался с сопротивлением вначале (критикой, малым спросом и т.д.)

Рядовой стокер, работающий по принципу скоростного конвейера, или дизайнер, выпрашивающий очередной заказ и прыгающий по команде клиента, лишь бы тот не ушел к конкуренту, может не опасаться внезапно приваливших продаж на $250 000 за одну работу. Да и вряд ли будет какой-то спрос на такой товар спустя 10 лет. Тут Вы и другие комментаторы правы: тенденции меняются, приходит что-то лучшее, вряд ли это будет кому-то нужно и т.п. Я не хочу никого обидеть, и все же, думаю, всем присутствующим понятно, что нечто, выполненное с душой и вниманием, сочетающее в себе смысл, продуманность каждой детали и максимальное качество, не стоит сравнивать с fast food от мира иллюстрации и дизайна. Это не значит, что одно лучше другого, но разница огромна, со всеми вытекающими.

Признаться, мне искренне хотелось бы, чтоб больше творческих людей задумалось о своих ценностях, о том, какой смысл они вкладывают в то, что делают, и как это влияет на них и на мир вокруг. Думается, тогда было бы меньше путаницы и сомнительных интерпретаций. Впрочем, может, большинству просто лень внимательно читать длинные посты, и они спешат вынести суждение раньше, чем переварят информацию и ознакомятся с дополнительными материалами. Особенно, если можно сослаться на личный опыт, делающий свое мнение априори более весомым. :)

Во многих случаях клиентам действительно не интересно рыться в "загашниках", потому что в загашниках этих полная ерунда или совсем пусто. Другое дело, если автор тщательно продумывает то, что создает, красиво оформляет и доступно объясняет, на каких условиях можно получить права на использование этих изображений. Но этим мало кто занимается, увы. Те, кто живет за счет лицензирования, пишут, что это огромный труд со своими нюансами. Точно не "сбыть то, что нарисовано левой ногой по случайной идее какого-то человека".

Почему-то был упущен момент, что хоть клиенты приходят и с заказом, не всегда им действительно нужны эти самые "права навсегда", особенно если за них нужно хорошо доплачивать сверху (не будем забывать, что за временное использование каких-то ограниченных прав доплата тоже есть). При чем тут "в мыслях о великом и обеспеченном будущем вы кладете работу в стол" и "отказываетесь от части денег, которую могли бы накрутить на правах"? Я призываю к коммуникации с клиентом и принятии решения своей головой, а не к посыланию его подальше, как только он заикнется о передаче прав.

eugeniahauss
Nov. 8th, 2016 11:22 pm (UTC)
Что касается неизбежного роста навыка, из-за которого ранние работы могут проигрывать. Такое имеет место быть, если человек трудится не покладая рук :) И все же, что-то я не заметила, что бы ранние работы признанных художников априори считались низкосортными. Нет, они очень даже любимы публикой и востребованы, потому как воспринимаются в первую очередь через призму личности. Человек в течение жизни проходит много этапов, и его творчество также меняется. Имеет значение не только техника, но и эмоции, которые воспринимаются через результат творчества. Смысл, идея.
Лично у меня так же растет технический скилл, и нынешние работы отличаются от того, что было пару лет назад. Но это не мешает ценить то, что уже сделано. Некоторые рисунки я не смогу превзойти, потому что они сделаны очень тщательно, с вниманием к каждой детали. Да и это было бы бессмысленно, т.к. приоритеты в выборе тем поменялись. Так что могу предположить, что спустя годы эти работы вполне могут вызывать интерес.

В общем создалось впечатление, что мы говорим о разных вещах. Надеюсь, мой комментарий немного прояснит ситуацию.

vectorsk
Nov. 9th, 2016 10:44 am (UTC)
Все так, со всем согласен. Только призма личности художника становится интересна уже после его взлета. Я пытался сказать, что не стоит ждать этого самого взлета и складировать ранние работы. Он постигнет не всех, и это даже не вопрос качества работ.
Непонятно еще, что некоторые рисунки вы не сможете превзойти. Но это тонкий вопрос для отдельного спора, поэтому давайте просто считать, что у вас они есть, а у меня - нет :)
vectorsk
Nov. 9th, 2016 10:32 am (UTC)
Сразу скажу, ваш пост прекрасен, спасибо большое. Я добавил его в избранное. Если чем-то обидел, готов исправить. Теперь по пунктам:
Основная мысль - это потому, что в середине поста есть однозначная цитата “Don’t ever sign your copyrights away!”. И весь пост написан с уклоном в то, как не продать. Да, там целая куча нюансов и с ними я не спорю. Можно считать, что спорю я исключительно с этой цитатой. Остальное у меня протестов не вызвало, и даже наоборот. То есть, можно считать это ответом на отдельный аспект, а не на весь пост.
Про класть работу в стол - это никак не относится к коммуникации с клиентом. Это скорее попытка чуть-чуть понизить дизайнерское чувство собственной важности в момент, когда ему жалко продавать то, что на самом деле стоит продать и идти дальше :)
О выстроенных портфелях с условиями лицензирования я вообще промолчал, потому что это редкая птица. Конечно, они есть. Это круто и это отдельная работа. Я писал пост для средней ситуации. Мне кажется, исключительные люди способны поставить себя немного в стороне и работать по своим правилам.
Со всем остальным в этом комментарии я полностью согласен и даже добавить нечего.
eugeniahauss
Nov. 9th, 2016 06:36 pm (UTC)
Ждать взлета не надо :) Стоит просто заниматься своими делами, держа в уме желаемый результат и регулярно совершая действия, которые объективно могут к этому результату привести. Я вижу, что "взлет" вообще очень относительная штука, и многими фигурами на художественном поприще начинают интересоваться значительно раньше пика их художественной (и коммерческой) деятельности. Люди любят истории и узнавать других людей.
Но по этому поводу (как и насчет возможности-способности превзойти уже созданное) я не хотела бы спорить - у каждого свой взгляд (и, в какой-то степени, даже своя реальность с кучей аргументов, чтоб подкрепить свое вИдение). Если будет повод, как-нибудь напишу об этом подробнее у себя.

Все в порядке :) Просто меня удивила такая интерпретация. Цитата, которую Вы указали, все же принадлежит не мне, а указывалась в качестве примера из мировой практики, не как руководство к немедленному исполнению. Но теперь все точки вроде как расставлены по местам)

Насчет чувства важности - я Вас понимаю. :) Весьма желательно, чтобы человек (и заказчик, и автор) оставался адекватен и принимал решения, исходя из здравого смысла, представления о перспективе, взаимной выгоды и нюансов конкретной ситуации. Не суть важно, кто "выходит из берегов" и начинает тянуть одеяло на себя, негативные последствия так или иначе коснутся обеих сторон и еще аукнутся всей индустрии в целом (как демпинг, из-за которого многие сокрушаются). Поэтому будет полезно, если как можно больше творческих людей узнают как о своих правах (и адекватном вознаграждении), так о и деловой стороне творческой деятельности в целом.)
( 15 comments — Leave a comment )